Задний мост: неисправности, их причины и способы ремонта
Задний мост – это устройство в конструкции колесного транспортного средства или спецтехники, которое соединяет колеса задней оси и синхронизирует их вращение. Он также выполняет опорную функцию и зачастую воспринимает куда большие нагрузки в сравнении с передней колесной осью. В связи с этим неисправности заднего моста встречаются не так редко даже на надежных машинах.
Признаки и виды поломок заднего моста
Выявить неисправность заднего моста можно по ряду характерных признаков в ходе эксплуатации. Рассмотрим наиболее частые поломки, причины их возникновения и возможные пути устранения.
Громкий шум во время хода погрузчика
Усиление шума при движении погрузчика наблюдается в случае смещения метки контакта в составе гипоидной передачи со своего стандартного места в сторону широкого участка зубьев, лежащих на ведомом зубчатом колесе.
Решение: корректная регулировка крепления конических шестерен строго по метке контакта.
Громкий шум при остановке погрузчика
Проблема схожа с предыдущей, но в этом случае шум усиливается во время остановки погрузчика. Обычно это происходит при смещении метки контакта в составе гипоидной передачи в сторону узкого участка зубьев ведомой шестерни.
Решение: как и в случае выше, регулировка крепления конических шестерен по метке контакта.
Нестандартные и постоянные шумы
Сплошной и нехарактерный шум, который проявляется во время движения погрузчика, может быть причиной сразу нескольких проблем. В первую очередь стоит проверить состояние шестеренок в конструкции гипоидной передачи. Вероятно, некоторые шестерни изношены или повреждены. В таком случае решением проблемы станет замена вышедших из строя комплектующих на новые.
Причинами появления нестандартных и постоянных шумов также могут быть:
- Ослабление крепежей солнечной шестерни в составе главной передачи. Для устранения проблемы достаточно нормально зафиксировать гайки крепежа солнечной шестерни.
- Нетипично большие зазоры в подшипниках, установленных внутри дифференциала и/или солнечной шестерни. В этом случае надо отрегулировать зазоры до нормального значения.
- Чрезмерное изнашивание подшипников в составе дифференциала и/или солнечной шестерни. В качестве ремонта производится замена шестерней и самого дифференциала.
Причиной появления устойчивого и громкого шума при работе погрузчика может стать отклонение объема масла от регламентированной нормы. В первую очередь следует проверить уровень масла в дифференциале, и в случае недостаточного количества долить смазку до нормального объема.
Какие детали моста подлежат ремонту?
В составе заднего моста есть ряд комплектующих, которые подлежат ремонту в случае появления признаков серьезных поломок. Для каждой детали есть собственный подход к ее обслуживанию.
В первую очередь рассмотрим картеры. Они в конструкции заднего моста представлены сразу в двух экземплярах – картер ведущего моста и гипоидной передачи соответственно. Чаще всего у них встречается такая поломка, как перфорация в точках приваривания к подвеске. Трещины, отверстия и другие сквозные дефекты нужно своевременно закрывать все той же сваркой. То же самое надо делать с зазорами, которые проявляются около кронштейнов. Заваривать можно и нужно трещины длиной до 80 мм и отверстия диаметром не больше 50 мм.
Картер ведущего моста подлежит обязательной замене в том случае, если на поверхности контакта фланца картера, отвечающего за защиту гипоидной передачи, появились крупные отверстия. Также замена рекомендуется при появлении явных признаков износа шеек кожухов полуоси или шлицев под кожух, в котором располагаются компоненты планетарной передачи.
Наиболее часто следы чрезмерного износа появляются в тех местах картеров, где располагаются отверстия под установку подшипников. Картер необходимо безотлагательно менять в случае, когда степень изнашивания превышает норму. При этом не стоит отказываться от возможности быстро и недорого восстановить посадочные места путем наплавки уже изношенных деталей с дальнейшей подгонкой, либо методом диффузного насыщения хромом.
Внимания в конструкции заднего моста заслуживают и другие компоненты, такие, как:
- Зубчатые колеса. Достаточно быстро изнашиваются во время работы, некоторые зубья даже скалываются, причем допустимой нормой является скол верхних частей зубьев в размере до 5 мм. Если повреждения слишком большие, зубчатые колеса подлежат полной замене.
- Чашки дифференциала. Методом подрезки торца устраняются борозды и следы кольцевого изнашивания глубиной более 2 мм. Шейка чашки восстанавливается путем напыления на нее слоя хрома или другого металла.
- Сателлиты дифференциала. Для восстановления сателлитов, поврежденных проймами, принято использовать бронзовые втулки. Они устанавливаются под давлением и затем обтачиваются до нужных размеров. Выработки глубиной от 5 мм или отверстия также могут быть зашлифованы.
- Шестерни полуоси дифференциала. На этих зубчатых колесах часто ломаются и стачиваются зубья, в том числе наблюдается их неравномерный износ. Задиры и риски можно устранить путем шлифовки. Использовать шестеренки с измятыми шлицами запрещено.
- Водило. Частая неисправность – сильный износ прорезей под установку осей сателлитов. Проблема решается путем установки ремонтных втулок с прессованием, сваркой и дальнейшей механической подгонкой под размеры.
Для того, чтобы добраться к перечисленным комплектующим, задний мост нужно разобрать. Важно сделать это грамотно, так как в противном случае можно нарушить работу узла или повредить его.
Как правильно разобрать задний мост?
Правильный алгоритм разборки заднего моста для обслуживания выглядит следующим образом:
- Демонтируйте задний мост из конструкции транспортного средства.
- Поставьте задний мост на монтажную тележку – все дальнейшие действия проводятся на ее поверхности.
- Открутите крепления тормозных камер, демонтируйте их и отложите в сторону.
- Разберите держатель сателлитных колес, снимите его колпачок, опору и стопорное кольцо, затем удалите держатель сателлитных зубчатых колес вместе с шестеренками и вытяните солнечную шестерню из конструкции колесного редуктора.
- Снимите ведущие шестеренки вместе с полуосями, на которые они надеты.
- Открутите крепежный винт, после чего, используя ключ Т17, отверните гайку с прорезями под номером 109.
- С помощью все того же ключа Т17 открутите и снимите ступицу колеса, причем обратите внимание на то, что ее нужно вынимать вместе с картером колесного редуктора.
- Снимите уплотнитель со ступицы колеса и при необходимости удалите наружные кольца, установленные на конических подшипниках. Обязательно запомните их оригинальное положение, так как при дальнейшей сборки заднего моста менять их местами запрещено.
- Используя специальный рычаг, открутите пружины тормозных колодок и выньте их из держателей. Разжимные кулаки можете оставить на месте, их разбирать необязательно.
- После того, как открутите болты, демонтируйте картер главной передачи с основной балки заднего моста, снимите стакан подшипников. Картер установите на отдельную стойку для дальнейшего обслуживания.
В случае необходимости разберите картер главной передачи, стакан подшипников и чашки дифференциалов. Обязательно маркируйте или запоминайте оригинальное расположение крышек и чашек, так как при последующей сборке их нельзя менять местами во избежание проблем с совместимостью и работой собранного заднего моста. Уделите этому вопросу должное внимание.
Прежде, чем приступить к разборке и последующей сборке заднего моста, заранее подготовьте для работы весь необходимый инструмент, в частности, специальные ключи. Их номера описаны выше.
Другие статьи:
Как подготовить экскаватор-погрузчик к сервисному обслуживанию?