Диггер-Про КЗ - официальный представитель CARRARO и DANA SPICER
carraro
spicer

Экскаваторы: особенности, конструкция и применение

Современные экскаваторы относятся к высокотехнологичной спецтехнике, которая играет важную роль в строительной, горнодобывающей, дорожностроительной и ландшафтной отраслях. Их устройство продумано до мелочей, чтобы гарантировать максимальную эффективность и безопасность землеройных работ. В этой статье будет детально рассмотрено, как устроен экскаватор, из каких узлов и механизмов он состоит, по какому принципу работает спецтехника, её классификация и функциональные особенности.

Основные узлы

Экскаватор – это машина циклического действия, в состав которой входит силовая установка, ходовая часть, гидравлика и различное рабочее оборудования. Чтобы понять, из чего состоит экскаватор и как функционируют все его узлы, нужно рассмотреть, как устроены, и как работают его основные элементы.

Гидравлическая система

Гидравлика – это основная система любого экскаватора. Принцип её работы заключается в преобразовании механической энергии двигателя в гидравлическое давление, которое затем используется для приведения в действие всего рабочего оборудования. Гидравлическая система состоит из следующих узлов:

  • Гидравлический насос. Это основной элемент, генерирующий давление в системе, его задача – подавать гидравлическое масло под давлением к исполнительным механизмам. Современные экскаваторы оснащаются аксиально-поршневыми или шестерёнчатыми насосами. Аксиально-поршневые модели, как правило, применяются в высокопроизводительных машинах, обеспечивая переменный расход рабочей жидкости и высокое давление – до 35…40 МПа. Шестерёнчатые насосы используются в менее мощных экскаваторах.
  • Гидравлические цилиндры. Это исполнительные узлы, которые преобразуют давление масла в поступательное движение. Они отвечают за движение стрелы, рукояти и ковша. Точность и плавность перемещения рабочих узлов экскаватора определяются качеством работы гидравлических цилиндров и системы их управления.
  • Гидравлические клапаны и система управления. Комплекс клапанов, распределителей и регулирующих устройств управляет потоками рабочей жидкости, направляя их к нужным цилиндрам и регулируя скорость движения. Гидравлика современных экскаваторов оснащается электрогидравлическим управлением, что позволяет достигать высокой точности и плавности работы.
  • Гидравлическое масло. Это рабочая жидкость, которой заправляется гидравлическая система экскаватора. Качество и свойства масла имеют критическое значение для долговечности и эффективности работы всей системы. Оно должно обладать стабильной вязкостью в широком диапазоне температур, высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами.

Двигатель и шасси

Двигатель экскаватора выполняет функцию источника энергии для работы гидравлической системы и передвижения машины. Подавляющее большинство современных экскаваторов оснащаются дизельными двигателями. Это обусловлено их высоким крутящим моментом на низких оборотах, топливной эффективностью и способностью работать в тяжёлых условиях. Мощность двигателей может составлять от 15 кВт у мини-экскаваторов до свыше 1000 кВт у карьерной спецтехники.

Современные дизельные двигатели соответствуют строгим экологическим стандартам (Tier 4 Final, Stage V), что достигается за счёт применения систем очистки выхлопных газов, таких как сажевые фильтры (DPF) и системы селективного каталитического восстановления (SCR) с использованием AdBlue.

Экскаваторы выпускаются с двумя исполнениями ходовой части – это может быть гусеничная или колёсная платформа. Гусеничная система обеспечивает высокую проходимость по пересечённой местности, она создаёт низкое удельное давление на грунт и гарантирует технике хорошую устойчивость в любых условиях эксплуатации. Гусеничные экскаваторы подходя для работ на мягких, болотистых грунтах, а также в условиях бездорожья. Скорость передвижения таких машин обычно не превышает 5-7 км/ч.

Колёсная ходовая часть обеспечивает спецтехнике высокую скорость передвижения (до 30-40 км/ч), что делает их востребованными для работ на городских объектах и дорожном строительстве, где требуется частая смена позиций. Но, такие машины менее устойчивы на неровной местности и требуют более твёрдого основания.

Система управления

Управление современного экскаватора – это сложный комплекс, объединяющий электронику, гидравлику и механику. Техника оснащена интегрированными электронными и гидравлическими системами, которые обеспечивают точное и плавное управление всем рабочим оборудованием.

Управление происходит посредством эргономичных джойстиков и педалей, расположенных в рабочей кабине. Это позволяет оператору делать сложные движения с минимальным усилием и с высокой точностью.

В современной спецтехнике часто используются системы 2D/3D-управления, интегрированные с GPS-системами. Эти технологии позволяют автоматически поддерживать заданные отметки и уклоны, поддерживать процесс землеройных процедур в автоматическом режиме по заданной цифровой модели. За счёт этого существенно повышается точность и скорость выполнения работ.

Особенности конструкции и классификация экскаваторов

Чтобы понять для каких задач можно применять спецтехнику, рассмотрим составные части экскаватора и их назначение.

Рабочее оборудование

  1. Стрела – это главная несущая часть экскаватора, к которой крепится рукоять. Существуют моноблочные стрелы (единая неразъёмная конструкция) и двухсекционные (с возможностью изменения угла наклона относительно основания), что влияет на рабочие параметры, такие как глубина копания и высота разгрузки.
  2. Рукоять – элемент, соединяющий стрелу и ковш. Длина рукояти определяет радиус и глубину копания.
  3. Ковш – основной инструмент для выемки грунта. Разнообразие ковшей позволяет использовать экскаватор для различных работ. Стандартные ковши используются для земляных работ общего назначения, а планировочные – для выравнивания поверхностей. Траншейные ковши используют для рытья траншей, а скальные отличаются усиленной конструкцией для работ с твёрдыми породами.

Навесное оборудование

Современные экскаваторы могут использоваться не только для землеройных работ, но и для выполнения других процедур. Широкие возможности спецтехники обусловлены возможностью применения сменного инструмента:

  • гидромолот – используется для разрушения бетонных конструкций, асфальтовых покрытий, мёрзлого грунта;
  • гидроножницы – применяются для демонтажа металлических конструкций и арматуры;
  • грейфер – используется для погрузки сыпучих материалов, а также для копания в узких котлованах;
  • рыхлитель – предназначен для рыхления мёрзлого или скального грунта перед экскавацией.

Принцип работы

Экскаватор – это сложная машина, в основе принципа работы которой лежит гидравлическая система. Она отвечает за преобразование механической энергии двигателя в движение рабочего оборудования.

Силовой агрегат экскаватора приводит в действие гидравлический насос. Он нагнетает гидравлическое масло под высоким давлением в систему трубопроводов. Далее, по командам оператора, масло через систему клапанов и распределителей направляется к гидравлическим цилиндрам. Эти цилиндры являются исполнительными механизмами, которые, наполняясь маслом, заставляют двигаться стрелу, рукоять и ковш. Точность и плавность движений достигаются благодаря тонкой настройке гидравлической системы и электронного управления.

Классификация по массе и назначению

Чтобы понять для каких задач можно использовать экскаватор, введена классификация техники по её массе.

  • Мини-экскаваторы (до 5 тонн) – подходят для работ в ограниченном пространстве, таких как ландшафтный дизайн, рытьё небольших траншей, работы внутри зданий.
  • Средние экскаваторы (5-40 тонн) – это универсальные машины, составляющие основу парка строительной техники. Их назначение – гражданское и дорожное строительство, рытьё котлованов, погрузочно-разгрузочные работы.
  • Крупногабаритные экскаваторы (свыше 40 тонн) – применяются в горнодобывающей промышленности (карьерные машины) и на масштабных строительных проектах, где требуется перемещать огромные объёмы грунта и породы.

Удобство оператора, безопасность и технологии

Как устроен экскаватор с точки зрения рабочего места оператора, имеет огромное значение для продуктивности работы и безопасности.

Эргономика и комфорт

  • Комфортное рабочее место оператора – залог высокой производительности и снижения его утомляемости на протяжении смены.
  • Эргономичное сиденье – кабины экскаваторов оснащены анатомическими сиденьями с множеством регулировок, подогревом и вентиляцией.
  • Системы микроклимата – наличие систем кондиционирования и отопления обеспечивает комфортную температуру внутри кабины в любое время года.
  • Шумо- и виброизоляция – передовые машины имеют высокий уровень шумо- и виброизоляции, что снижает нагрузку на оператора и повышает его концентрацию во время работы.

Системы безопасности

Безопасность является основным приоритетом при проектировании экскаваторов. Среди основных систем, которыми оснащается техника, важно выделить:

  • ROPS и FOPS (Roll-Over/Falling-Object Protective Structure) – эти конструкции кабины обеспечивают защиту оператора при опрокидывании машины или падении на неё предметов;
  • системы предотвращения столкновений – современные экскаваторы оснащаются камерами кругового обзора (360º), ультразвуковыми датчиками приближения и системами контроля стабильности, которые предупреждают оператора о потенциальных опасностях;
  • системы контроля стабильности – они мониторят угол наклона машины и нагрузку на рабочее оборудование, предотвращая опрокидывание.

Экономичность и экологичность

Инновационные разработки в области производства двигателей для спецтехники направлены на повышение топливной эффективности силовых агрегатов и снижения вредных выбросов в окружающую среду. Среди часто используемых решений, нужно выделить:

  • применение гибридных силовых установок – внедрение гибридных технологий позволяет снизить расход топлива до 20…30% за счёт рекуперации энергии при торможении и повороте платформы;
  • системы оптимизации работы экскаватора – автоматическое снижение оборотов двигателя при простое и оптимизация работы гидравлики под нагрузкой также способствуют существенной экономии топлива, а это, в свою очередь, снижает количество выбросов в окружающую среду.

Область применения

Экскаватор – это универсальная машина, которая подходит для широкого спектра работ в различных отраслях:

  • рытьё котлованов и траншей – это основная задача экскаватора при строительстве фундаментов зданий, прокладке коммуникаций и дорог;
  • выемка грунта и планировка территории – машина позволяет быстро и точно перемещать большие объёмы земли, формируя ландшафт или подготавливая площадку к застройке;
  • демонтажные работы – с помощью гидромолота и гидроножниц экскаватор эффективно разрушает бетонные конструкции, сносит здания, старые монолитные ограждения;
  • погрузочно-разгрузочные работы – экскаватор легко справляется с погрузкой сыпучих материалов, таких как песок, щебень, гравий;
  • разработка карьеров – крупногабаритные экскаваторы применяются для добычи полезных ископаемых, таких как уголь и руда, в горнодобывающей промышленности.

Заключение

Современные экскаваторы – это сложные, высокотехнологичные машины, составные части которых тщательно продуманы и спроектированы для эффективного выполнения разных видов работ. Понимание того, из чего состоит экскаватор, как он устроен и как функционируют его рабочие узлы упрощает покупку подходящей модели под конкретные задачи.

Компания «Zemlekop» предлагает большой выбор оригинальных запчастей для экскаваторов от проверенных производителей, обеспечивая надежное обслуживание и ремонт вашей техники. Мы поставляем только качественные детали и расходные материалы, которые гарантируют бесперебойную работу экскаваторов даже в самых тяжелых условиях эксплуатацииь